Николай Рясков для РБК pro, 11.11.22
Мрачные перспективы следующего года могут заставить Центробанк вновь повысить ставку. Поможет ли это повлиять на инфляцию, как рецессия в мире отразится на экономике России и что будет с курсом рубля, объясняет Николай Рясков, УК "Ингосстрах-Инвестиции"
Последний доклад Центробанка, опубликованный во вторник, показал, что мегарегулятор завершил курс смягчения денежно-кредитной политики. Ранее октябрьское заседание Банка России уже ознаменовало завершение цикла: с апреля по октябрь ключевая ставка снижалась на каждом собрании ЦБ. Однако возросшие проинфляционные риски и очередной виток геополитической напряженности, приведший к оттоку средств населения из банков, вынудил мегарегулятор 28 октября сохранить ключевую ставку на отметке 7,5%. Мы ожидаем постепенного роста ключевой ставки в следующем году, с возрастанием ставок по депозитам и кредитам.
Инфляция
Содержание последнего доклада о ДКП фактически закрепляет вектор денежно-кредитной политики в сторону более жесткого сценария. И это неудивительно. Темпы недельной инфляции развернулись еще в конце сентября: на протяжении шести периодов фиксируется рост цен на 0,02-0,08%. Невысокие темпы объясняются шоком спроса конца сентября, что притормозило разгон инфляции, однако уже на среднесрочном горизонте мы ожидаем разгона инфляции из-за ограниченного предложения.
В годовом выражении инфляция сократилась до 12.7%, Банк России ожидает её снижение до апреля 2023 года за счёт эффекта высокой базы. К концу 2022 г., по ожиданиям регулятора, инфляция составит 12.0-13.0% с учетом индексации тарифов ЖКХ. Для реализации прогноза по середине предложенного диапазона (~12.5%) темпы роста цен должны составлять около 4-5% SAAR, что даже несколько выше текущих значений.
Как следует из доклада ЦБ, в качестве проинфляционных факторов можно отметить: окончание сезонного спада цен, увеличение дефицита на рынке труда, расширение бюджетного дефицита и риски мировой рецессии. Повышенными также остаются и инфляционные ожидания: ожидаемая населением инфляция в следующие 12 месяцев выросла до 12.8% против оценки в 10.8% в июле. Сами значения пока не являются критическими (подобные уровни наблюдались летом-осенью 2021 г.), однако устойчивый тренд на рост инфляционных ожиданий может привести к их заякориванию. Одновременно второй месяц подряд растет аналогичный показатель для предприятий (до 17.4%). Отдельно отметим риск снижения рентабельности предприятий, что должно привести к росту цен в будущем.
Среди дезинфляционных рисков ЦБ выделяет: высокую склонность населения к сбережению и активное восстановление импорта. И это резонно: в условиях, когда горизонт планирования граждан сократился до конца рабочего дня, траты населения сильно снизились. При этом, по мнению ЦБ профинфляционные риски на среднесрочном и долгосрочном горизонте будут преобладать.
Экономическая активность
По предварительной оценке Минэкономразвития России, в сентябре рост ВВП ускорился в помесячном выражении до 2.1% после 1.8% в августе, однако на фоне высокой базы прошлого сентября в годовом выражении показатель снизился на 5.0% (падение в целом за третий квартал год к году составляет 4.4% против 4.0% по оценкам ЦБ). Наиболее пострадавшим сектором является торговля: оптовый сегмент в годовом выражении в сентябре падает на 22.2%, а розничный – на 9.8%. Промышленное производство также просело за отчетный период: фиксируется падение на 3.1% г/г, что стало худшим результатом в этом году, снизился и индикатор бизнес-климата Банка России. По прогнозу ЦБ, ВВП в четвертом квартале сократится на 7.1%.
Также последние данные фиксируют значительное замедление кредитования: сентябрьские цифры демонстрируют рост исключительно в сегменте ипотеки, а предварительные октябрьские оценки ее выдачи фиксируют падение на 20%. Тем не менее, с начала года розничный сегмент вырос на 6.7% в октябре, а корпоративный – на 9.9%. В среднесрочной перспективе текущий локальный спад выдачи кредитов закончится при снижении геополитических рисков, и объемы кредитования вернутся к росту. Прогноз ЦБ по кредитованию экономики повышен до 9.0-12.0%.
Низкая экономическая активность и сохраняющаяся высокая склонность к сбережению является ключевыми факторами невысоких темпов роста цен, поэтому ее постепенная нормализация станет дополнительным драйвером для роста инфляции.
Ключевая ставка
По заявлению главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, уровень ключевой ставки в 7.5% адекватно отражает баланс рисков для инфляции. Банк России допускает изменение параметра в рамках 0.5% в любую сторону на следующем заседании, однако мы оцениваем возможность снижения ставки в декабре как маловероятное: курс рубля постепенно переходит к обесцениванию на фоне снижения экспорта, растут краткосрочные и среднесрочные инфляционные риски, проявляются эффекты прошлых снижений. К концу года мы ожидаем постепенное снижение курса рубля до 68-70 руб./$.
Даже в базовом сценарии прогноза Банка России, указанных в докладе о ДКП, ставка вернется к нейтральному диапазону (5.0-6.0%) лишь в 2025 г., а в 2023 г. будет составлять 6.5-8.5%. Повышение ставки также в текущих условиях также не гарантировано: темпы недельного роста цен остаются низкими (рост цен выше целевых 4% SAAR наблюдается лишь у менее чем четверти потребительской корзины), кредитование замедляется, экономическая активность снижается (индекс деловой активности в секторе услуг, например, в октябре снизился до минимумов с марта текущего года). Вариант с сохранением ставки на уровне 7.5% в данный момент выглядит наиболее вероятным.
Что дальше в мире?
Похоже, что ситуация в мировой экономике будет еще более жесткой в сравнении с прошлым прогнозом ЦБ (вышел в августе). Банк Англии сообщает, что Великобритания уже находится в состоянии рецессии, страны Еврозоны могут присоединиться к островному соседу в начале 2023 г., а члены ФРС уже не так оптимистичны по поводу перспектив экономики США. Исторически высокие значения инфляции (переписываются рекорды 1980-х) вынуждают Центробанки агрессивно повышать ставки, что уже оказывает влияние на экономическую конъюнктуру развитых стран. Индексы деловой активности (PMI) тестируют отметки ковидного марта 2020 г., а ВВП отдельных стран замедляется до околонулевых значений. В прогнозах Банка России прирост мирового ВВП на 2022 г. снижен на 0.3 п.п., также скорректированы прогнозы среднесрочного роста.
Мировая ситуация, даже в условиях частичной автономности отечественного рынка, критически скажется на будущем российской экономики и существенно усложнит процесс её модернизации. По мнению ЦБ, базовый сценарий их глобального прогноза остается основным, однако вероятность «жёсткого» сценария повысилась. Сценарий «Глобальный кризис» от Банка России отражает возможные риски: цена нефти марки Urals может снизиться до 35 $ в следующем году, инфляция составит 13.0-16.0%, а ВВП снизится на 5.0-8.0%.
ИСТОЧНИК: РБК PRO (pro.rbc.ru)
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 10.11.2022