Экспресс-анализ Ленты

2022-05-06

МПАО «Лента» (рейтинг кредитоспособности эмитента АКРА (ООО «Лента»): АА-(RU)) является одной из крупнейших продуктовых торговых сетей в России. Доля группы на рынке продуктового ретейла в 2021 г. составила 2.3% (4 место). По состоянию на 31 марта 2022 г. под управлением Ленты находилось 254 гипермаркета и 541 супермаркет общей торговой площадью более 1.77 млн кв. м в более чем 200 населенных пунктах России. В 2021 г. группа начала развитие магазинов «у дома» под брендом «Мини Лента», средняя торговая площадь которых составляет 500 кв. м. Группа располагает 14 распределительными центрами по всей России. На 31.12.2021 в компании работают более 52 тыс. сотрудников.

 

В 2021 г. были завершены сделки по покупке сетей «Семья» и «Билла», которые позволят упростить выход группы в новые регионы. Также в декабре 2021 г. было объявлено о покупке онлайн-гипермаркета «Утконос», что позволит группе заметно увеличить долю на рынке e-commerce без существенных инвестиций в развитие ИТ-инфраструктуры. Учитывая это поглощение, группа ориентировочно консолидирует 6.1% продаж в сегменте e-grocery в 2022 г. Сделка профинансирована увеличением капитала на 20 млрд руб., то есть не приведет к оттоку денежных средств или привлечению заемного финансирования.

 

В 2021 г. выручка Ленты составила 484 млрд руб. (+8.6% год к году, +2.4% в LFL-продажах). Около 87% выручки формируется форматом гипермаркетов «Лента», что создает определенные риски с точки зрения тенденции на смещение спроса в сторону магазинов меньшего формата, который наблюдался в последние годы. При этом эпидемия COVID-19 привнесла в этот сегмент дополнительные продажи благодаря тому, что потребители сосредоточились на крупных закупках и использовании гипермаркетов как точек самовывоза онлайн-заказов. Группа определила стратегию по трансформации бизнес модели в 2021 г. и сосредоточилась на развитии магазинов меньшего формата – супермаркетов и магазинов «у дома», что вместе с расширением онлайн-сегмента улучшает диверсификацию каналов продаж и конкурентную позицию группы. За счет интеграции магазинов «Билла» в 1 кв. 2022 г. рост выручки составил 23%. По итогам 1 кв. группа отозвала свои оценки количества открываемых магазинов (до 200) и капитальных вложений (до 5% выручки) на 2022 г. и не будет обновлять прогноз до момента стабилизации ситуации в экономике. Вероятно, после переформатирования купленных в 2021 г. торговых сетей группа покажет существенный рост объемов продаж, но это будет зависеть от того, насколько изменится ранее объявленная инвестиционная программа.

 

EBITDA, до применения МСФО 16, составила 39 млрд руб., таким образом, рентабельность равна 8.1%, снизившись на 71 п.п., однако уровень рентабельности остается одним из самых высоких среди конкурентов. Рентабельность по EBITDA в 1 кв. 2022 г. опустилась на 101 п.п. до 5.2% в связи с большим количеством новых торговых точек на стадии открытия. Группа объявила, что продолжит реализовывать свою инвестиционную программу, но не в ранее объявленных масштабах, что может оказать дополнительное давление на рентабельность группы в 2022 г. в ситуации возможного государственного регулирования цен на социально значимые товары, формат которого пока не определен, и с учетом инфляционной составляющей в себестоимости. Если сравнивать динамику будущей рентабельности относительно основных конкурентов, то, вероятно, группа потеряет в доходности сильнее других крупных торговых сетей, которые приостановили свое развитие в ситуации неопределенности.

 

На 31.03.2022 долг (без МСФО 16) составил 89 млрд руб., из которых 30% является краткосрочным. Весь долг номинирован в рублях с фиксированными ставками, то есть эффект от изменения процентных ставок будет постепенным по мере погашения текущего портфеля. Долговая нагрузка увеличилась незначительно в терминах Чистый долг/EBITDA до 1.8х с 1.7х на 31.03.2021. На конец года объем доступных и неиспользованных кредитных линий составил 180 млрд руб., что существенно превышает объем текущего долга (изменения по сравнению с 31.12.2021 несущественны). Так как группа относится к отрасли, спрос в которой можно считать достаточно неэластичным, то вероятность разрывов в ликвидности из-за волатильности продаж оценивается как низкая. При этом ребрендинг магазинов сетей «Билла» и «Семья» и онлайн-магазина «Утконос» потребует существенных инвестиций в оборотный капитал и уже отразился на свободном денежном потоке в 1 кв. 2022 г. (СДП в 1 кв. 2022 г. равен -15 млрд руб. по сравнению с -5 в 1 кв. 2021 г.). Вероятно, что у группы увеличится потребность в краткосрочном финансировании в ближайшие 12 мес., но это будет зависеть от масштаба оптимизации программы капитальных вложений.

 

Основной эффект от действующих санкций для группы заключается в:

 

разрыве цепочек поставок, что может привести к сокращению ассортимента продуктов на полках, в среднем импортные продовольственные товары составляют около 24% от всего объема продаж в РФ, при этом из них только 28% приходится на импорт из недружественных стран. В отчетах Ленты отсутствуют данные по доле импортных поставок, однако, учитывая широкий спектр поставщиков и возможности частичного замещения выпадающего предложения, существенного долгосрочного эффекта для деятельности группы разрывы логистических цепочек не окажут;

 

ожиданиях относительно вероятного выхода иностранных ретейлеров с российского рынка в том или ином формате, что, вероятно, снизит конкуренцию среди ретейлеров и создаст возможности для консолидации рынка и увеличения объемов продаж, несмотря на стагнирующий или падающий рынок. Учитывая недавно закрытые сделки M&A, группа может оказаться бенефициаром данных изменений;

 

том, что из-за существенной неопределенности при формировании цен часть поставщиков могут запрашивать переход на предоплаты или сокращения длительности отсрочек, учитывая положение группы, ее переговорная позиция относительно поставщиков остается достаточно сильной, ожидать заметного изменения условий поставок не следует. Конкретных изменений условий работы с поставщиками группа не раскрывала.

 

В качестве заключения следует выделить следующие плюсы для группы в текущей ситуации:

 

группа действует в основном в сегменте продуктового ретейла с неэластичным спросом, что ограничивает вероятное сокращение объемов продаж вследствие снижения покупательной способности населения; 

 

для группы характерна низкая долговая нагрузка, сформированная исключительно рублевым долгом при высоком объеме доступной ликвидности.

 

При этом у группы остается существенная неопределенность в эффекте для рентабельности от возможного государственного регулирования цен на социально значимые товары и ребрендинга магазинов сетей «Билла» и «Семья».

 

Учитывая вышеизложенное, способность исполнять обязательства в рублях в ближайшие два года оценивается как высокая.

Продукты управляющей компании
1Динамическая доходность рассчитана на {endDate} за последние 5 лет (подробнее в «Правовая информация»)